Система Кайдзен

система кайдзен

Система Кайдзен — стратегия менеджмента, основанная на движении в сторону непрерывного совершенствования и улучшения всех аспектов работы предприятия от производственных участков, до отдела продаж.

Причем улучшения не в виде глобальных инноваций, а постепенное, но непрерывное внедрение положительных новшеств, не требующее при этом серьёзных материальных затрат. Система позволяет компании любого размера и любой сферы деятельности увеличить производительность труда на десятки процентов. Японский термин «кайдзен» переводится как постоянное изменение к лучшему. Практическое приложение системы впервые было разработано и применено в середине прошлого века для компании Toyota Motor Corporation, японского автопроизводителя.

Идеи Кайдзен были изложены в книге Масааки Имаиа. В качестве основных можно назвать такие:

— cистема Кайдзен отталкивается от того, что у любого бизнеса есть проблемы. С помощью системы можно создать на предприятии такую мотивацию и культуру деятельности, при которой работник не получает взыскание за проблему, а делает так, чтобы она была исправлена.

— менеджмент, цель которого заключается в увеличении прибыли компании, должен идти к этой цели, решая задачи удовлетворения требований клиента, и к этому же в итоге должна сводиться вся деятельность предприятия.

Ежедневные улучшения

Система кайдзен предполагает непрерывные улучшения, тогда как многие руководители предпочитают улучшать что-то лишь эпизодически.

Опыт Тойоты показывает, что занимаясь несколько лет постоянными улучшениями, можно подняться на лидирующие позиции в любой сфере деятельности. Потребители постоянно усиливают свою требовательность, делая условия, в которых работает компания, всё более сложными. И тот, кто хочет добиться успеха, должен быть на шаг впереди остальных конкурентов. Необязательно придумывать каждый день значительное масштабное улучшение. Они могут быть маленькие и не слишком заметные, однако, если их будет много, эффект будет впечатляющим. В компании, где работники не повторяют изо дня в день одни и те же операции, а каждый раз, когда видят возможность сделать работу лучше, делают это, и меняют тем самым стандарт выполнения этой операции, численность работников может быть снижена на 10-15%, а иногда и больше.

Кайдзен и инновации

Есть и другой подход: не заниматься постоянными усовершенствованиями, преобразуя какие-то участки сразу и коренным образом, используя при этом инновации. Система Кайдзен показывает, что у такого подхода есть крупные минусы. Инновации требуют инвестиционных вложений: для покупки нового оборудования, или новых технологий. А ежедневные улучшения не требуют серьёзных затрат. Все, что нужно для работы системы — концентрация внимания на том, что ты делаешь. И прежде чем вкладываться в инновации, рациональнее использовать тот потенциал, что уже есть.

Отсюда не следует, что технологии кайдзен отвергают крупные инновации и другие технологии менеджмента. Чтобы предприятие развивалось, нужно и то, и другое: применение двух подходов одновременно. Постепенный подъём вверх по системе кайдзен, и потом большой рывок — внедрение инновации.

Та компания, которая рассчитывает только на инновации, проигрывает в конкурентной борьбе, так как инновация очень быстро перестаёт быть таковой. Система кайдзен же позволяет двигаться всегда вверх.

 Руководитель предприятия и его гемба

 Как должен действовать руководитель, которому хочется внедрить кайдзен? Он должен отлично знать все процессы, происходящие на производстве: там, где производится непосредственно товар или организовывается услуга. Система кайдзен называет такое место «гемба», и находиться на гембе руководству нужно даже больше, чем за рабочим столом, потому что все данные, которые он получает на свой стол в виде отчётов, они в какой-то мере сфабрикованы. Ведь описывая что-то, каждый работник подаёт информацию с личной точки зрения.

Проблемы мотивации

Препятствием для внедрения кайдзен на предприятии, особенно в нашей стране, уставшей от перемен, может стать нежелание сотрудников что-то менять. Их намного больше устроило бы выполнение своих обязанностей, и не более. Однако, как говорит философия системы, трудности нужны для того, чтобы их преодолевать. То, что ты осознаёшь проблему, пытаешься её решить и добиваешься успеха — приносит радость. Принципы кайдзен согласовываются с побуждениями человеческой натуры — делать то, что делаешь — с каждым разом лучше. И если человек видит, что после усовершенствования ему реально стало удобнее работать, он будет эти усовершенствования продолжать. Если случай сложный, топ-менеджмент должен прилагать больше волевых усилий: ставить высокие цели и достигать их.

Система кайдзен применима для компании любого формата и размера, помнить нужно только одно: работать с системой нужно постоянно, не останавливаясь ни на минуту.
Стоит прерваться хотя бы на месяц, и всё вернётся к тому, с чего и начиналось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.